Исповедная ведомость или роспись, именуемая на профессиональном жаргоне историков-генеалогов «исповедкой», и представляющая собой своего рода реестр церковного поименного учёта прихожан или (как их именовали в западных губерниях Российской Империи) парафиян, является весьма ценным источником генеалогической информации. В настоящее время такие исповедные ведомости хранятся в делах фондов духовных правлений, епархиальных управлений, духовных консисторий и приходских церквей областных (региональных) архивов России и, гораздо реже, ближнего зарубежья.
Первые дошедшие до нас сведения об исповедных ведомостях относятся к концу XVII в. (1697 г.). Изначально форма их была предельно проста – в каждом причте следовало вести три поименных списка. В первый список вносились имена всех прихожан, побывавших на исповеди, во второй – имена прихожан, на исповедь по каким-то причинам не явившимся, а в третий попадали раскольники-старообрядцы. Законодательно форма исповедных ведомостей была утверждена Указом Святейшего Синода в 1737 г. С той поры формуляр исповедной ведомости был следующим: в первой графе указывались номера домов или дворов в населённом пункте по порядку, во второй – число людей в этих домах или дворах, «мужска» и «женска» пола отдельно. В полной семье фамилия чаще всего фиксировалась один раз – сразу для всех членов семьи. Для супругов указывались имена и отчества, детей же записывали только по именам. В случае смерти одного из супругов непременно указывалось вдовство другого (таким образом устанавливался факт смерти, в случае, если соответствующая запись вдруг отсутствовала в метрической книге). Далее показывалось число лет каждого члена семьи на текущий год – также отдельно по графам для лиц мужского и женского пола. В ведомость также вносились имена детей старше одного года (на практике старше полугода), но при этом в графе, в которой указывался возраст, местный священник был обязан поставить прочерк. Кстати сказать, ещё в 1722 г. был установлен возраст, начиная с которого прихожане могли – и обязаны были! - исповедоваться и причащаться у своего священника – семь лет. Исповедные ведомости составлялись ежегодно в Великий Пост. Прихожанам, по каким-то причинам не успевавшим исповедаться в это время, дозволялось исповедаться в любое другое время, например, в следующий за Великим постом Петров пост, затем в Успенский и Рождественский (он же Филиппов) посты. Исповедные ведомости подписывались причтом во главе с самим отцом-настоятелем храма.
С 1730-х гг. православное население России делилось на ряд социальных групп: «духовных», «войсковых», «приказных» и т. д., включая «поселян» — то есть крестьян и бобылей. В последующий период дореволюционной истории нашей страны, после 1861 г., её социальный состав претерпевал незначительные изменения, в целом оставаясь прежним.
Исповедные ведомости (росписи) дают достаточно точные данные о численности и социальном составе городского и сельского населения Российской Империи XVIII- начала XX вв. В совокупности с другими документальными материалами, они помогут составить наиболее полное представление о людях того времени и их родственных связях.
Ищу информацию о:
Ижевском Владимире Константиновиче 1909 г.р. Москва
Ижевской Софии Алексеевне 1880-1995 г.р.эмигрировала в 1916 году в Китай
Ижевском Алексее отце 1850-1875 г.р.
Невском Константине 1870-1890 г.р. предположительно поляк, бежал из Москвы в 1909 году, когда вскрылся обман с двоеженством на Ижевской Софии Алексеевне
Хотела бы найти все роде Серебровых ......мой дед жил на Урале...а прадеда сослала Екатерина 2 я....18...??? на Урал......
Моя мама Хистенко Мария Николаевна сирота, родилась в Харьковской обл., Б.Писаревский р-н,д. Дерновка в 1936 году,22 марта.В паспорте -Харьковская обл.,Дергачевский р-н, Дергачи. Отец Христенко Николай Владимирович, в 1942 пропал без вести, мать Христенко Пелагея Сергеевна умерла до войны. Мама воспитывалась в Сарапульском Детдоме, Удмуртия. Если кто , что -либо знает отзовитесь!