Дореволюционные домовые книги – это средство административного, общегражданского учета населения городов Российской империи в XVIII - начале XX вв. Обязанности по их составлению были возложены на частных приставов в городских полицейских частях (т. е. непосредственно на начальника части). Как правило, в крупных городах за каждой полицейской частью было закреплено сразу несколько улиц города, население которых подлежало обязательной регистрации, т. е. фактической (зачастую временной) прописке. На каждое частное городское домовладение, доходные дома, законом была предусмотрена отдельная прошнурованная книга.
Домовые книги содержали следующие сведения: откуда и когда прибыло регистрируемое лицо, его полное имя - фамилия, имя и отчество, сословие, семейное положение, сколько лет, вероисповедание. Также указывались сведения о месте и дате выдачи вида на жительство, род занятий (или у кого на иждивении находится), номер квартиры, паспортные данные, дата регистрации и, в дальнейшем, дата убытия - указывалось куда именно. Словом, по информативности дореволюционные домовые книги – это весьма ценный генеалогический материал.
Между прочим, наличие паспорта было обязательным условием для регистрации в домовых книгах. Именно поэтому домовые книги дореволюционного периода и выписки из этих книг широко использовались в работе охранных отделений и губернских жандармских управлений при проведении мероприятий политического сыска. В либеральной же Англии правила регистрации в тамошних домовых книгах не были столь уж строгими, что позволило, как пишет журналист Л. Колодный, супружеской паре Ульянов-Крупская при посещении Лондона в 1902 г. записаться Рихтерами…
Свой след домовые книги, правда уже советского времени, оставили и в русской литературе. Как тут не вспомнить «мистический триллер» М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? «…– Нет документа, нет и человека, – удовлетворенно говорил Коровьев, – а это – домовая книга вашего застройщика? … – Кто прописан в ней? Алоизий Могарыч? – Коровьев дунул в страницу домовой книги, – раз, и нету его, и, прошу заметить, не было…».
В первые годы советской власти домовые книги велись по той же форме, что и до революции. Лишь графу, в которой фиксировались данные о вероисповедании квартиросъёмщика, сменила графа «национальность» (как и в советских паспортах, введённых в 1932 г.). Регистрация в домовых книгах первых лет Советской власти была столь же обязательной, как и прежде, и касалась абсолютно всех, в т. ч. и кремлёвских «небожителей» того времени. В Центральном архиве ФСБ имеется на хранении «Домовая книга для прописки граждан, проживавших в Московском Кремле» за 1918 г. В ней, в частности, имеются сведения о прописке Сталина и Свердлова. В 2006 г. эта книга являлась одним из экспонатов тематической выставки "Государственная охрана России. 1881-2006" (кат. № 194) в Выставочном зале Федеральных архивов.
Сведения, содержащиеся в советских домовых книгах более позднего времени, особенно ценны, т. к. в них указывался размер занимаемых комнат, полное имя, год и место рождения, место работы, должность, семейное положение и прочие сведения, включая отношение к воинской обязанности и членство в профсоюзе (в 1920-х гг.).
Домовые книги дореволюционного периода истории России следует искать в фондах частных приставов и полицейских участков региональных архивов. Однако есть одно очень существенное «но» - для того, чтобы воспользоваться конкретной книгой, надо знать, в какой части города (например, Басманная или Лефортовская часть в Москве) и на какой улице жил тот или иной человек и в какое время. Если человек проживал в Москве или Петербурге, то его адрес можно попробовать отыскать в опубликованных справочниках «Вся Москва», «Весь Петербург», «Весь Петроград» (и позднее – «Весь Ленинград»). Аналогичные издания, издававшиеся куда меньшим тиражом и не столь регулярно, имелись в других городах Российской Империи. Пролистать эти справочники можно на сайте FamilySpace - arc.familyspace.ru/archive
В советское время справочник «Вся Москва» вышел в свет в последний раз в 1931 г., а «Весь Ленинград» - в 1936 г.
Сведения о домашних адресах лиц дворянского, купеческого, духовного и даже мещанского сословия в провинции при желании можно найти в губернских «Памятных книжках», издававшихся в ряде российских губерний до 1917 г. - arc.familyspace.ru/archive
Как известно, домовые книги ведутся до сих пор, правда, в них заносится теперь минимум сведений о жителях той или иной квартиры или домовладения.
Предварительно установив адрес за определённый год, в поисках необходимой домовой книги следует обратиться в региональный (областной), или, реже, ведомственный архив, а за последние несколько десятилетий – в жилконтору или сельсовет.