Генеалогические услуги

Поможем разобраться со сложными вопросами по поиску родственников в индивидуальном порядке

Рекомендуем

  • Санкт-Петербург - 1913Санкт-Петербург - 1913
    Санкт-Петербург - 1913
    бесплатно
  • Герои ВОВ - 1941-1945Герои ВОВ - 1941-1945
    Герои ВОВ - 1941-1945
    бесплатно

«Табель о рангах». Часть первая.

Статья опубликована 10 февраля 2012

История первой редакции русской Табели о рангах восходит к 1 февраля 1721 г., когда Пётр Первый подписал черновой вариант будущего закона, именовавшегося по-тогдашнему длинно и вычурно (приводится полностью с сохранением стиля оригинала) - «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был».

В основание этого документа, получившего статус и силу закона только год спустя, 24 января 1722 г., были положены заимствования из различных «расписаний чинов» современных Петру королевств Дании, Пруссии, Франции и Швеции. Такая задержка во времени между подписанием черновика и появлением на свет окончательного варианта закона объясняется, прежде всего, тем, что после утверждения Петром «Табель о рангах» дополнительно обсуждалась в Сенате, Военной и Адмиралтейств-коллегиях. В ходе её обсуждения был сделан ряд существенных замечаний, внесены соответствующие поправки (например, о размещении чинов по рангам, должностных окладах и т. д.). Однако все они были оставлены без дальнейшего рассмотрения. Надо думать, что императора мало интересовали вопросы, касавшиеся введения в «Табель» прежних праотцовских чинов и прочего, но «денежный» пункт о штрафах за пребывание в церкви не на своём месте, то есть не по ранжиру, выше своего ранга, этот явный отголосок местничества, был в законе оставлен.

Окончательная редакция «Табели» появилась на свет, во многом, благодаря стараниям и трудам сенаторов Г.И. Головкина (по совместительству президента Коллегии иностранных дел) и Я.В. Брюса (снискавшего, между прочим, тёмную славу колдуна), генерал-майоров М.А. Матюшкина (родственник Петра, в 1723 г. уже генерал-лейтенант) и И.И.Дмитриева-Мамонова.

Несколько слов о том, что представляла собой петровская «Табель о рангах». Назначение её выражено во всего одной, более чем понятной, фразе, авторство которой с большой долей уверенности можно приписать самому Царю: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Словом, «Табель» открывала дорогу наверх представителям низших сословий, давала «зелёный свет» людям в той или иной степени одарённым, желавшим достичь новых вершин на государевой службе, прежде всего, благодаря своему таланту, а не происхождению. Говоря словами маститого русского историка В.О. Ключевского, этот акт «ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы, родословной книги».

Именно благодаря этому акту Россия впоследствии узнала учёного-универсала М.В. Ломоносова, сына простого поморского крестьянина-рыбака. Куда меньше известны его современник и родственник А.А. Константинов, вышедший из семьи брянского протопопа и дослужившийся до звания личного библиотекаря Екатерины Второй и другие. Новый закон о порядке прохождения государственной службы, расписывавший старшинство чинов и последовательность их производства, также давал основание (ещё большее) для дальнейшего продолжения службы тем из «птенцов гнезда Петрова», кто успел вступить на её иерархическую лестницу задолго до появления «Табели». Одним из таких был сын небогатого литовского шляхтича, обретавшегося при царских конюшнях в Москве, А.Д. Меншиков, венцом карьеры которого стало звание генералиссимуса (второго в русской истории) и достоинство светлейшего князя и герцога (единственного во всей истории России).

Чины, предусмотренные «Табелью» времён Петра Первого, подразделялись на три обособленных группы или типа: военные, статские (т. е. штатские) и придворные. Во всех трёх группах присутствовали всё больше иностранные названия, главным образом латинские и немецкие. В свою очередь, каждая такая группа предусматривала четырнадцать классов, из которых последний был низшим. Военные чины сразу были поставлены выше, точнее, старше гражданских. Такое преимущество давало первым значительную «фору» в достижении дворянства, при переходе, так сказать, в высшую «дворянскую лигу». Должностей или чинов в первой «Табели» насчитывалось 263, некоторые из них были впоследствии упразднены, а другие (например, гражданский чин VIII класса «надворный советник») со временем приобрели чисто символическое наименование, но не значение.

Читать также

Смотрите наши видеоуроки

  • Как найти информацию о предках и составить генеалогическое древо бесплатно?
  • Гражданская служба в Российской империи. История в фотографиях.
  • Архивы - хранилища народной памяти.